Фокина Анна Николаевна

студентка 1-го курса факультета психологии, политологи и социологии
Национальный университет «Одесская юридическая академия»

 

АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА

Сегодня сложно представить нашу жизнь без использования информационных технологий (ИТ), поскольку преобладающее большинство от млада до велика ежедневно черпают информацию и коротают время в сетях интернет. Люди совершают покупки в онлайн-магазинах, общаются посредством социальных сетей, смотрят фильмы в интернете и т.д. В связи с распространением коронавируса, и в нашей стране начало стремительно набирать обороты внедрение телемедицины, поскольку онлайн медицинское консультирование исключает возможность заражения и врача, и пациента, и попутчиков в транспорте и в поликлинике. В сфере образования сейчас очень востребованы элементы дистанционного онлайн обучения. ИТ сейчас являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас, но при этом важно грамотно и всесторонне учитывать разносторонние аспекты их влияния на наше физическое и психоэмоциональное состояние. Рассмотрим некоторые из этих аспектов.

Психика человека. С одной стороны, для людей, длительное время проводящих за компьютером (например, для разработки того или иного рода программного обеспечения), характерны такие положительные качества как упорство и целеустремленность. Такие люди в большинстве случаев доводят начатое дело до конца и в меньшей степени обращают внимание на мнение общества, они принимают решения на основе своих собственных критериев и склонны к творческой деятельности. Но с другой стороны, длительное уединенное пребывание за компьютером таких людей формирует у них высокую степень погруженности в себя, в собственные переживания, они менее эмоциональны в реальном общении и более склонны к конфликтам. Более того, согласно исследованиям от 5 до 14% интернет-пользователей страдают компьютерной зависимостью, и в основном это подростковое поколение [1]. Иногда для избавления от компьютерной зависимости и восстановления личностного и социального статуса этих лиц приходится проводить специализированную психотерапию. Но для предупреждения развития подобной зависимости целесообразно осуществлять профилактику, которая включала бы просветительские программы в школах, информирование родителей и учителей о формировании первых признаков компьютерной зависимости, коррекцию семейных отношений.

Общение. Благодаря безграничным возможностям интернета, мы можем общаться с друзьями и родственниками на расстоянии, даже находясь в разных уголках Земли. Но сейчас виртуальное общение и виртуальное знакомства все чаще начинают преобладать над общением в реальном мире. Из-за общения в соцсетях свое значение теряют невербальные способы общения, что обусловлено выражением эмоций в соответствующих сетях с помощью лайков и смайликов, что негативно влияет на эмоциональную сферу человека. Не менее важным является психологическая зависимость от количества подписчиков и одобрительных отзывов на публикации. Поскольку общение в интернет может носить анонимный характер, это позволяет быть таким, каким хочешь сам, «играть разные роли», но при этом в реальном мире людям, долго увлекающимся такими ролевыми трансформациями, бывает проблематично абстрагироваться к реалиям и сложно находить общий язык с близкими.

Образование. Свободный интернет доступ к информации в любое время и в любом месте предоставляет возможность самообучения и развития разносторонних навыков. При этом большие объемы информации во всемирной паутине требуют качественного анализа и соответствующей грамотной фильтрации для выявления достоверных и актуальных данных по определенной тематике. Значимой и очень актуальной сферой образования является дистанционное обучение посредством сети интернет. Такое обучение позволяет заниматься обучаемому в том темпе, который ему подходит, и не подстраиваться под других возможных соучеников, в большей или меньшей степени продвинувшихся в курсе обучения. Еще одной положительной особенностью дистанционной формы обучения является снятие всяческих территориальных и пространственных ограничений для получения образования людьми с ограниченными возможностями. Таким образом, сейчас сложно представить качественное образование без использования ИТ. Именно они позволяют упростить процесс обучения и в некоторой стимулируют сокращение времени обучения, правда это не касается нерадивых обучаемых. Обязательной составляющей успешного дистанционного образования является наличие способности к самообучению и высокого уровня самоорганизации учащегося [2]. Техническими сложностями являются необходимость идентификации обучающегося, программно-техническая реализация виртуальных тренажеров, электронных лабораторий, электронных практикумов и т.д. в учебном контенте для преподавания технических дисциплин дистанционно [3] и целесообразность разработки специализированных дистанционных курсов с качественным видеоматериалом, заданиями, тестами, наполнение которых существенно отличается от традиционного обучения по причине отсутствия личного контакта и общения с преподавателем.

Манипулирование массовым сознанием. Интернет и средства массовой информации сегодня являются главными источниками информирования большинства современных людей, именно из них получают информацию о политических и общественных новостях, прогнозе погоды, кулинарных рецептах и многих других аспектах жизнедеятельности. Массовый характер распространения ИТ стимулирует их использование в качестве проводника манипулятивного воздействия на население с целью управления его выбором, потребительским спросом, мнением и т. д.  При этом информационно-психологическое воздействие на массовое сознание, как правило, направлено на психику индивидов и масс с целью снижения критичности восприятия информации, а также с целью навязывания определенных стереотипов в сознании [4].

Влияние ИТ на детей. Педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений детей. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку-трансформер, могут долго играть в сложные компьютерные игры и не уставать, но при этом придумать свою сказочную историю для них – достаточно сложная задача. Кроме игр, дети пытаются на компьютере еще и работать: они печатают, рисуют, пробуют пользоваться различными устройствами и программами. Я неоднократно замечала, как родители из-за своего нежелания играть с детьми дают им телефон/планшет, чтобы отвлечь. Думаю, таким образом, дети недополучают родительское внимание, что в будущем может негативно сказаться на их психике. Современные дети более жестоки, так как зачастую компьютерные игры явно или скрыто содержат призыв к насилию и нетерпимости. Из-за того, что дети в раннем возрасте начинают пользоваться информационными технологиями, они могут быть более уязвимы к таким зависимостям: селфизм, игромания, лайкозависимость и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, нельзя отрицать и игнорировать влияние информационных технологий на сферы жизнедеятельности человека. В меру своей образованности каждый человек волен определять степень его зависимости от компьютера.

Список использованной литературы:

  1. Психіатрія і наркологія : підручник / В.Л. Гавенко, В.С. Бітенський, В.А. Абрамов та ін. ; за ред. В.Л. Гавенка, В.С. Бітенського. – 2-ге вид., переробл. і допов. – К. : ВСВ "Медицина", 2015. – 512 с.
  2. Скоробогатов Я. О. Особенности дистанционной формы обучения программированию школьников 7–11 классов / Я. О. Скоробогатов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2017. – № 2. – С. 101-109.
  3. Шапошнікова О. Дистанційна форма навчання як альтернатива у сфері освітніх послуг / Олена Шапошнікова // Новий колегіум. – 2014. – № 4. – С. 30-34.
  4. Попова В.О. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания / В.О. Попова, Е.А. Балезина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2015. – Вып. 2(22). – С. 88-94.

Научный руководитель: доцент Трофименко Е. Г.

 

Вы здесь: Home Доклады конференции Доклады V конференции "Информатизация общества: проблемы и перспективы" (2020 г.) Фокина А.Н.АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА