Логинова Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент,
и. о. заведующего кафедры информационных технологий
,
Национального университета «Одесская юридическая академия»

 

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

 

Развитие современного информационного общества определяется стремительным ростом роли информации во многих сферах общественных отношений. В рамках информационных отношений происходит реализация прав субъектов на информацию. Ст. 34 Конституции Украины закреплено право свободно собирать, сохранять, использовать и распространять информацию устно, письменно или любым другим способом и на свой выбор [1]. Однако на законодательном уровне установлено ограничение доступа к определенным видам информации, что обусловлено необходимостью правовой защиты отдельных видов информации.

Доступ фактически является определенной разрешительной процедурой, состоящей в получении согласия компетентного органа (лица) на передачу документа или информации, получение которой непосредственно связано с возможностью реализации права на информацию, и, соответственно, ограничивает это право [2].

В соответствии с Законом Украины «Об информации», права на получение информации непосредственно связано с понятием порядка доступа к информации [3].

Порядок доступа к информации – это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и сохранения информации.

По сути, порядок доступа к информации является разновидностью специальных правовых режимов, устанавливающих совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Правовые режимы существуют в пределах многих отраслей права. Защита информации в целях информационной безопасности осуществляется на основе императивного метода правового регулирования, поэтому соответствующие режимы доступа к информации по своим характеристикам наиболее близки к административно-правовым режимам [4].

Главными характеристиками порядка доступа к информации являются:

-     субъект определения доступности этой информации;

-     круг субъектов, которые имеют доступ к этой информации;

-     особенные требования и правила сохранения и распространение этой информации;

-     срок действия режима.

Субъектом определения доступности информации является лицо, в компетенцию которого входит решение вопросов относительно установления ограничений на доступ к информации и ее материальных носителей, а также предоставление права доступа к такой информации.

Субъект, имеющий доступ к информации, – это лицо, которому предоставлено право ознакомления с материальными носителями информации или их использования. Предоставление лицу права доступа к информации, обычно связано с взятием ею на себя обязательств по неразглашению полученной информации.

Порядок доступа к информации можно рассматривать в рамках правового режима информационных ресурсов, как неотъемлемую составляющую последнего. Он является универсальной характеристикой информации, поскольку присущий любой информации, введенной в обращение. Порядок доступа к информации не зависит от порядка документирования и формы представления информации. Он определяет права и обязанности субъектов информационных отношений по получению и распространению информации [5].

Согласно п. 1 ст. 20 Закона Украины «Об информации», в зависимости от порядка доступа информация делиться на открытую и информацию с ограниченным доступом (ИсОД). (рис. 1)

 

Рис. 1. Виды информации по порядку доступа

Открытая информация – это информация, доступ к которой ничем не ограничивается и обеспечивается путем публикации ее в официальных печатных изданиях, распространением ее СМИ и непосредственного предоставления ее заинтересованным лицам, гражданам, государственным органам.

Порядок и условия предоставления доступа к открытой информации устанавливается Законом Украины «О доступе к публичной информации» [6] или договорами (соглашениями), если предоставление открытой информации осуществляется на договорной основе.

Любая информация является открытой, кроме той, которая отнесена к ИсОД.

Определение ИсОД приводится во многих научных публикациях. Так, Марущак А. И. определяет ИсОД, как сведения конфиденциального или секретного характера, правовой статус которых предусмотрен законодательством Украины, признанных таковыми в соответствии с установленными юридическими процедурами, и доступ, к которым ограничен собственниками таких сведений [7]. Баскаков В. Ю. к ИсОД относит сведения и/или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отображены в электронном виде, доступ к которым ограничено в соответствии с законодательством Украины ее собственником или добросовестным пользователем (субъектом властных полномочий, физическим или юридическим лицом) в связи с ее особенной ценности для них на законных основаниях [8].

Однако, в законодательных актах точного определения ИсОД не существует, оно встречается только в международных соглашениях. Например, в ст. 2 Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Королевства Норвегии о защите ИсОД определено, что «ИсОД – это информация в любой форме, в частности, в устной, и любой документ, материал, изделие, вещество или физическое поле, на/в которых информация содержится или может быть записана, и до которой ограничен доступ согласно национальному законодательству Сторон» [9].

Т. е., ИсОД – это информация, составляющая сведения конфиденциального, секретного или служебного характера, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Украины.

Вопросы ограничения доступа к информации в нашей стране регулируются различными нормативно-правовыми актами Украины, в частности: Законами Украины «Об информации», «О доступе к публичной информации», «О государственной тайне», «Об обращении граждан» и др.

Таким образом, правовой порядок доступа к информации является совокупностью правовых норм, регламентирующих порядок реализации прав на информацию.

Список использованной литературы

1.        Конституція України. // Відомості Верховної Ради. – 1996. – № 30. – Ст. 141.

2.        Доступ до інформації та електронне урядування / Автори-упорядники М. С. Демкова, М. В. Фігель. – К.: Факт, 2004. – С. 27.

3.        Про внесення змін до Закону України «Про інформацію»: Закон України від 13.01.2011 р. // Офіційний вісник України. – 2011. – № 10. – Ст. 445.

4.        Інформаційне право. Тексти лекцій (для студентів денного та заочного відділення спеціальності «Правознавство»)  / Укладач: Є. А. Таликін. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2013. – С. 32–34. 

5.        Кормич Б. А. Інформаційне право. Підручник / Б. А. Кормич. – Харків: БУРУН і К, 2011. – С. 161–162.

6.        Про доступ до публічної інформації: Закон України від 13.01.2011 р. // Офіційний вісник України. – 2011. – № 10. – С. 29. – Ст. 446.

7.        Марущак А. І. Інформаційне право: Доступ до інформації: Навчальний посібник. – К.: КНТ, 2007. – С. 24.

8.        Баскаков В. Ю. Адміністративно-правовий режим інформації з обмеженим доступом: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.07 «Адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право» / В. Ю. Баскаков. – К., 2012. – С. 7

9.        Угода між Кабінетом Міністрів України та Урядом Королівства Норвегія про захист інформації з обмеженим доступом: Угода ратифіковано Законом України від 30.10.2008 р. № 636-VI // Офіційний вісник України. – 2009. – № 27. – С. 163. – Ст. 916.

 

Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов III конференции (2015 г.) Логинова Н.И. ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ