ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
 
Чанышев Рашид Ибрагимович
 
кандидат юридических наук, доцент, 
доцент кафедры информационных технологий 
Национального университета «Одесская юридическая академия» 
 
Развитие технологий дает возможность каждому государству создавать комплексные информационные системы для органов государственной власти, в том числе судебных органов. Отсутствие подобной системы в судопроизводстве приводит к усложнению его процесса, его затягиванию, появлению неоправданных судебных издержек.
 
Информатизация системы судопроизводства с помощью информационно-коммуникационных технологий позволяет увеличить обмен информацией, скорость и объемы передачи данных, обрабатываемых в судах, улучшить качество работы судебных органов, а также реализовать права граждан на свободный доступ к судебной информации [1]. 
 
Различные информационные системы, связанные с судопроизводством, получили обобщающее название «электронное правосудие». Попытки создания систем электронного правосудия начались сразу же после появления первых надежно работающих сетевых компьютерных систем.
 
Так, в 1971 году, по инициативе Конгресса США, в этой стране была запущена первая в истории система доступа к электронным версиям материалов судебных дел, получившая название JURIS (Justice Retrieval and Inquiry System).
 
Задача данной системы состояла в предоставлении адвокатам любого юридического бюро в США быстрого доступа через удаленные терминалы к центральному компьютеру Департамента юстиции США. Эта система изначально планировалась как экспериментальная, поэтому, в связи с высокими затратами на ее поддержку и обслуживание (до $2,2 млн. в год), в 1978 г. ее государственная поддержка была прекращена по инициативе Министерства финансов США [2].
 
Появление и широкое распространение персональных компьютеров дало возможность реализации идеи электронного правосудия на новом техническом уровне. Новый правительственный эксперимент начал осуществляться с 1988 г. и получил название PACER, Public Access to Court Electronic Records («Открытый доступ к судебным электронным отчетам»). Он оказался более удачным чем первый. Первоначально юристы США могли получить доступ к PACER только в терминальном режиме, со специально выделенных для этой цели персональных компьютеров. Общественный доступ к системе PACER через Интернет стал возможен только в 2001 году. Такая задержка объяснялась недоверием представителей судебной системы к современным информационным технологиям [3].
 
В настоящее время система PACER является одним из основных элементов системы электронного правосудия в США. По соображениям безопасности система децентрализована – каждый федеральный суд США имеет свои собственные сервера PACER. Доступ к основному серверу суда, на котором работает программное обеспечение PACER, ограничен. Доступ к документам для пользователей осуществляется через общую для всех судов систему доступа, использующую веб-интерфейс. Доступ к документам возможен сразу же после того, как они были переданы в базу данных системы PACER [4].
Доступ к PACER платный. За каждую страницу документа (в формате PDF), просмотренную через Интернет, взымается плата в 10 центов. При этом существует ограничение в оплате для одной загрузки в $3. Если пользователи в течении одного квартала получили услуг менее, чем на $15, плата с них не взымается. За предоставление доступа к файлам аудиозаписей взымается плата в размере $2,4 за каждый файл. Стороны, участвующие в процессе, могут бесплатно получить только одну бумажную или электронную копию.
 
Проблема заключается в том, что документы могут содержать до нескольких сотен страниц, разделенных на отдельные тома. Поскольку пользователи не знают, в каком из томов дела находится необходимая для них информация, они вынуждены оплачивать практически каждый из них. 
В результате, в 2008 году доходы системы PACER превысили расходы на $150 млн. Эти доходы были использованы не только на поддержку системы, но и на техническое переоснащение федеральных судов США [5].
 
Система PACER, с точки зрения ее пользователей имеет и другие недостатки. Так, для доступа к информации необходимо в обязательном порядке указывать номер удостоверения личности (Birth Cerificate And Social Security Card, SSN) и данные платежных банковских карт. Кроме того, сама судебная система в США имеет достаточно разобщенный характер (федеральные суды, суды штатов, регуляторные агентства) что делает поиск документов в системе достаточно сложным делом. Фактически работать с базой данных PACER могут только профессиональные юристы или эксперты – у обычных пользователей на это просто не хватает знаний и опыта. 
 
Система PACER предназначена для общественного доступа к базе данных судебных электронных записей. Пополнение этой базы информацией и управление этой информацией с 1996 г. осуществляется с помощью систем управления документами электронных дел (CM, Case Management) и электронным архивом дел (ECF, Electronic Case Files). Эти системы получили общее название CM/ECF.
 
В отличии от PACER, доступ к CM/ECF ограничен. Зарегистрироваться в качестве пользователей системы электронной подачи документов могут адвокаты, являющиеся членами адвокатской палаты суда (attorneys admitted to the bar of this court), федеральные публичные защитники (Federal Public Defenders) и лица, уполномоченные выступать от имени США. При регистрации пользователь должен предоставить свои персональные данные, а также подтвердить то, что он прошел одобренные судом курсы по использованию системы электронной подачи документов. Право на доступ к системе сертифицированным пользователям предоставляет федеральный суд [6].
 
Адвокат, ведущий дело, подключается к системе с помощью веб-интерфейса, проходит процедуру аутентификации, заполняет регистрационную форму и передает материалы дела в базу данных в виде файлов формата PDF. После передачи документов всем сторонам дела автоматически отправляется сообщения электронной почты с уведомлением об электронной подаче (notice of electronic filing, NEF). Тем самым стороны получают информацию о переданных в систему документах и получают возможность ознакомится с их содержимым с помощью PACER.
 
Преимущества работы с документами в электронной форме привело к закономерному появлению требования предоставлять документы с помощью системы CM/ECF. Для подачи документов без использования этой систем требуются веские основания [7].
 
19 апреля 2016 года Европейской комиссией был принят очередной план действий ЕС по созданию систем электронного правительства. [8] Согласно этому плану, к 2020 году в Европейском Союзе государственные органы власти и государственные учреждения должно стать открытыми и эффективными. Открытость и эффективность должна быть обеспечена переводом органов государственного управления в режим, при котором оказание услуг для всех граждан и деловых учреждений, на всех этапах, должно производится с помощью цифровых информационных технологий.
 
Услуги в цифровом виде должны предоставляться по умолчанию (принцип Digital by Default). При этом должна сохранятся возможность получения доступа и с помощью обычных каналов (в тех случаях, когда возможность цифрового доступа невозможна по техническим причинам). Государственные услуги должны предоставляется через единую точку контакта (через единый информационный портал государственных услуг). 
 
При этом должен быть обеспечен обмен данными из различных источников (документы, аудио и видео информация) и создана многоязычная информационно-поисковая система внутри Европейского сообщества. 
 
Для реализации поставленных задач, в качестве базовой системы, скорее всего, будет использована уже созданная в Германии система электронного правосудия в гражданских судах. Внедрение этой системы началось с принятия в апреле 2005 года Закона "Об использовании электронных форм коммуникации в судопроизводстве". В настоящее время весь процесс обработки документов, от подачи документов до вынесения вердикта, производится в электронной форме. 
 
Все стороны процесса получают доступ к своему «личному кабинету», с помощью которого могут ознакомиться с материалами дела и общаться с друг другом. Безопасность системы обеспечивается обязательным использованием электронной цифровой подписи всеми сторонами процесса.
 
Список использованной литературы: 
1. Логінова Н.І. Упровадження електронного правосуддя в систему судочинства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apdp.in.ua/v72/61.pdf. – Название с экрана.
2. A History of Online Information Services 1963–1973 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/85DClL. – Название с экрана.
3. Johnson B. The Guardian Recap: cracking open US courtrooms [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/9PluX1. – Название с экрана. 
4. PACER Public access to court electronic records [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pacer.gov. – Название с экрана.
5. Alliance for Justice sues the Administrative Office of the U.S. Courts for charging excessive and illegal fees to access court records [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/ZkQQiV. – Название с экрана. 
6. Решетняк В.И. Электронная форма подачи документов в суд (опыт зарубежного гражданского судопроизводства) //Адвокат. – 2013. – №4.
7. Steptoe & Johnson Memorandum with respect to "E-JUSTICE" systems in the USA and England/USA. 2009.
8. Communication from the Commission to the European Parliament, The Council, The European economic and social committee and the committee of the regions. EU eGovernment Action Plan 2016-2020. Accelerating the digital transformation of government [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/RbfJVx. – Название с экрана.
Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов IV конференции (2016 г.) Чанышев Р.И. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ