ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ УКРАИНЫ

Ахбердилова Элита Гаджиевна

cтудентка 1-го курса судебно-административного факультета
Национального университета «Одесская юридическая академия»

Актуальность темы: Развитие в Украине современного демократического общества, ее стремление интегрироваться в Европейский Союз сталкиваются со многими препятствиями, среди которых последствия мирового экономического кризиса, внутриполитическая нестабильность, повышение уровня инфляции и безработицы, снижение доверия граждан к власти, тому подобное.

Это свидетельствуют о существенном снижении эффективности деятельности системы органов государственного управления и органов местного самоуправления, необходимость ее качественного обновления путем внедрения новых форм и методов управления, и современного инструментария на основе информационных технологий, одним из которых является внедрение системы электронного управления. К тому же подобное реформирование должно обязательно учитывать опыт ведущих стран мира, ведь проблема поиска путей эффективного реформирования власти является актуальной не только для Украины.

Конец XX – начало XXI в., ознаменовавшийся быстрым развитием компьютерных информационных технологий в странах Запада, привел к возникновения новой формы взаимодействия между властью и потребителями управленческих услуг – электронного управления.

Целью его внедрения является повышение открытости и прозрачности деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления; экономия времени и материальных ресурсов; повышение качества предоставления административных услуг потребителям.

На данный момент существует несколько подходов к определению понятия "Электронное правительство", что является результатом соответствующей неоднозначности его трактовки в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и Канаде.

В современном понимании термин "e-government" понимается не только как "электронное правительство", но и "электронное управление государством", то есть использования в органах государственного управления современных технологий, в том числе и Интернет-технологий [2].

Большинство публикаций, существующих сегодня в литературе можно условно разделить на четыре группы. Первая характеризуется теоретическим определением "электронного правительства" и возможностями изменений в обществе в результате его внедрения.

Вторая, наоборот, сосредоточена на прикладном аспекте данной проблематики путем разработки отдельных элементов "Электронного правительства" и применения в деятельности органов власти или их подразделениях.

Третья – вообще рассматривает чисто технические аспекты: варианты построения сети, необходимые аппаратные средства и специфическое программное обеспечение.

Четвертая группа отличается попытками комплексного исследования данной проблематики, ориентацией на обеспечение максимальной эффективности государственного управления.

Однако однозначности в определении "электронного правительства" на данный момент так и не существует. Причем даже дословный перевод с английского языка – "e-government" также не предоставляет четкости данному понятию. Понятно, что "Электронное правительство" должно охватывать не только сетевую инфраструктуру, но в целом и всю инфраструктура органов власти. По мнению современных исследователей, речь должна идти о "электронную государство", "электронный государственный аппарат", электронную инфраструктуру государства, государство информационного общества, или же "электронное управление".

Одной из задач электронного правительства в условиях демократического общества, как отмечалось выше, должен выступать обеспечения доступа широких слоев населения к информации о деятельности органов власти, участие граждан в процессе принятия управленческих решений.

Однако, как показывает отечественная практика, любая информация от государственных органов всегда в значительной степени дозированной. При этом власти, в случае когда какая-то информация есть ей определенным образом "неудобной", а ее распространение является невыгодным, в большинстве случаев тяготеют к банальному скрытию под эгидой ее конфиденциальности.

Поэтому возникает объективная проблема распределения доступа к информации, которую простым внедрением on-line правительства решить нельзя. Ведь необходимо не только четкое установление в законодательном порядке возможностей доступа граждан к определенных видов информации, которая реализуется в недавно принятом законе [1], но и усиление соответствующих санкций за ее сокрытие чиновниками, с одной стороны, и за несанкционированный доступ граждан что его не имеют, с другой. При этом объектом применения новейших информационных технологий должны быть только упорядочены процессы и система организационных структур (органов государственной власти). Автоматизировать (точнее компьютеризировать) целесообразно только те процедуры, ту управленческую деятельность, которая по своему содержанию является объективно необходимым и рациональной с точки зрения научного подхода, требований системного анализа.

Как любая система, электронное управление имеет свои преимущества и недостатки, связанные со специфическими особенностями функционирования.

Если преимущества электронного управления вполне наглядными и понятными, то недостатки этой системы в литературе практически не описаны. К преимуществам данной системы относится [3]:

  • оптимизация механизмов публичного администрирования за счет постепенного внедрения функциональных составляющих электронного управления, повышение эффективности публичной администрации во внутренней организации своей деятельности, повышения качества административных услуг;
  • экономия материальных и временных ресурсов, эффективнее использования бюджетных средств, сокращение расходов на содержание государственного аппарата;
  • обеспечение условий для развития электронной демократии, создания условий для прозрачности и открытости публичной администрации, принятие прозрачных решений. Благодаря этому граждане имеют возможность получать достоверную, точную и оперативную информацию о деятельности органов власти, а следовательно – брать участие в принятии ими соответствующих решений;
  • уменьшение коррупции в органах власти. Недостатки же происходят от слабых мест данной системы, которые по условия гипотетического использования в преступных целях или банального злоупотребления служебным положением со стороны заинтересованных лиц могут причинить вред интересам государства или граждан.

К подобным недостаткам можно отнести:

  • cлабую защищенность от нового класса социальных преступлений, основываются на использовании современных информационных технологий (махинации с электронными деньгами, компьютерное хулиганство и др.);
  • возможность осуществлять электронный контроль за жизнью, настроениями, планами граждан, политических организаций;
  • возможность использования новых информационных технологий в политической целью;
  • использование в качестве информационного оружия для влияния на психику и сознание людей.

Выводы. Для успешного воплощения электронного управления как идеи и обеспечения полной реализации всех его преимуществ нашей стране, безусловно, необходимо пройти сложный путь приближения системы государственного управления в европейским стандартам. Для этого Украине необходимо определенное время, поскольку окончательный переход к электронному управлению требует много промежуточных этапов от декларирования на высшем государственном уровне этого направления в качестве приоритетного, к совершенствованию, как законодательной базы так и системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации государственных служащих, которые будут непосредственно осуществлять соответствующие функциональные обязанности. При этом переход от традиционного управления к электронному управлению должен происходить постепенно и сопровождаться соответствующими изменениями в развитии общества, что будет способствовать его стабилизации.

Список использованной литературы:

1.  Сучасний стан, проблеми і перспективи розвитку в Україні електронних адміністративних послуг: Аналітична записка [Електронний ресурс] / вик. А.О. Серенок, Т.І. Олійник // Національний інститут стратегічних досліджень при Президентові України, 2014. – 72 с. – Режим доступу: http://www.niss.gov.ua/articles/1716/.
2.  Семчук І. В., Мазур В.Г. Електронне управління в органах місцевої влади: стан і шляхи вдосконалення / І. В. Семчук, В. Г. Мазур // Теорія та практика державного управління. – 2013. – Вип. 2. - С. 106-112.
3.  Довідник Е-урядування для місцевих органів влади України: практичні вказівки і кращі практики місцевого Е-врядування / Х. Асток, Л. Хянні, Є. Крєнєва, М. Лєкіч та ін.. – К. Академія електронного управління, 2014. – 66 с.
4.  Гонюкова Л.В. Основні напрями співпраці влади та громади і необхідні для цього умови [Електронний ресурс] / Л.В. Гонюкова // Державне управління: удосконалення та розвиток. – № 3. – 2015. – Режим доступу: http://www.dy.nayka.com.ua/?op=1&z=819

 

Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов IV конференции (2016 г.) Ахбердилова Э.Г. ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ УКРАИНЫ