Милько А.

студентка 2-го курса  Института прокуратуры и следствия НУ ОЮА

Научный руководитель: к.ю.н. Чанышев Р.И.

 

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Биометрические технологии достаточно давно (более 20 лет) используются для идентификации человека в совершенно различных учреждениях - от дипломатических представительств до школьных библиотек и столовых.

К биометрическим данным относят совокупность данных о личности, собранных на основе фиксации ее характеристик, имеющих достаточную стабильность и существенно отличаются от аналогичных параметров других лиц.

В Украине с 2012 года планируется ввести биометрические паспорта. [1] Биометрический паспорт — государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца при пересечении границ государств и пребывании за границей. Биометрический паспорт отличается от обычного тем, что в него встроена специальная микросхема, содержащая фотографию владельца, а также его данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, дату его выдачи и окончания срока действия, а также любые дополнительные сведения о владельце. Стандарты предусматривают возможность хранения в микросхеме специальной биометрической информации, например, рисунок радужной оболочки глаза или отпечатков пальцев. Отличием биометрического паспорта от обычного является наличие информации, недоступной его владельцу, и возможности её дистанционного считывания.

Однако, помимо преимуществ, использование биометрических паспортов связано  с неизбежными и достаточно неожиданными проблемами.

Так, в Израиле  изданы приказы, строго запрещающие сотрудникам служб государственной безопасности участвовать в добровольной национальной программе выдачи биометрических паспортов и загранпаспортов. Они касаются сотрудников двух главных ведомств национальной безопасности Израиля: политической разведки Моссад и службы внутренней безопасности Шабак. Кроме того, запрет на получение биометрических документов распространяется на всех военнослужащих, имеющих допуск к критически важной государственной информации.

Агентства внешней и внутренней разведки опасаются, что национальная биометрическая база будет  уязвима. Это может привести к опасным утечкам данных о личности сотрудников, что принесет обоим агентствам долгосрочный ущерб, озвучивает Haaretz позицию израильских спецслужб. В 2006 году Израиль пережил скандал, когда один из подрядчиков Национального реестра выложил копию базы в Интернет, тем самым «слив» в публичный доступ данные почти девяти миллионов израильтян.

Новая база биометрических данных, использующаяся для создания электронных паспортов, будет включать в себя гораздо более личные данные, к примеру, фотографии высокой четкости и электронные изображения отпечатков пальцев. Неизвестно, к каким последствиям может привести утечка таких данных о лицах, непосредственно ответственных за безопасность государства, опасается разведка. Несмотря на протесты спецслужб, в прошлом месяце правительство Израиля проголосовало за продолжение программы. [2]

Не меньшие опасения вызывает и внедрение биометрических паспортов в Украине. Так, например, украинский биометрический паспорт не  будет содержать информации о месте регистрации гражданина, и, следовательно, во многих случаях помимо паспорта потребуется предоставлять и другие, бумажные, документы. Кроме того, в законе «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяют личность или ее специальный статус» не указано, какая именно информация будет записана в бесконтактном электронном носителе информации.

Как отмечает эксперт Института демографии и социальных исследований Александр Гладун, этот закон «дает возможность брать информацию из ведомственных информационных систем, в частности, и ту информацию, которую, возможно, гражданин не желает разглашать». Кроме того, существуют серьезные сомнения в возможностях государства защитить конфиденциальную информацию каждого гражданина, так как ранее неоднократно имели место случаи появления на рынке полных копий баз данных, похищенных из государственных учреждений.

У Александр Гладуна есть сомнения и в том, что государственные или другие институты не будут использовать информацию, доступную из бесконтактных электронных носителей биометрических паспортов, для каких-то других, не предусмотренных законом, целей. [3]

В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу, что перед внедрением в Украине биометрических паспортов необходимо предварительно разработать нормы государственного регулирования доступа к данным, содержащимся в бесконтактном электронном носителе информации, точно определив ее объем, содержание и разграничив доступ к ней для разных государственных учреждений и установив ответственность за нарушения, связанные с разглашением персональных данных или информации с ограниченным доступом при обработке данных, доступ к которым можно получить при помощи биометрического паспорта и других аналогичных удостоверений личности.

Литература:

  1.  Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують  громадянство України, засвідчують особу або її спеціальний статус: Закон України // Відомості Верховної Ради України. – 2013 р. - №51. – ст. 716.

  2. Израильским спецслужбам запретили получать биометрические документы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clck.ru/98yJn - Название с экрана.

  3. Эксперт: биометрические паспорта могут превратить Украину в полицейское государство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: clck.ru/98yJn - Название с экрана.

Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов II конференции (2014 г.) Милько А. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА