Похило М.Н.

cтудент 2-го курса Института прокуратуры и следствия НУ «ОЮА»

Научный руководитель: Толокнов А.А.

АНАЛИЗ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ПО РЕЖИМАМ ДОСТУПА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. В связи с этим возникает вопрос информационной безопасности, и определение информации, которая должна защищаться.

Разумеется, одним из основных способов обеспечения конфиденциальности информации является законодательное обеспечение, которое предусматривает различные виды информации по режимам доступа.

В соответствии со ст. 20 Закона Украины «Об Информации» [1] по режимам доступа информация делиться на открытую информацию и информацию с ограниченным режимом доступа. В свою очередь информация с ограниченным режимом доступа может быть конфиденциальной, секретной и служебной. Аналогичная конструкция деления информации с ограниченным доступом была применена законодателем в ст. 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» [2].

Анализом вопросов, связанных с информацией и режимами доступа к ней занимался ряд отечественных ученых, таких как
С. Л. Емельянов, В. М. Брижко, К. И. Беляков, Р. А. Калюжный, М. Я. Швец, С. А. Янишевский и другие.

Открытой, в соответствии с законом, является любая информация, кроме той, которая отнесена законом к информации с ограниченным доступом.

Конфиденциальной является информация о физическом лице, а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий. Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном ею порядке в соответствии с предусмотренными ею условиями, а также в других случаях, определенных законом [1].

С. Л. Емельянов выделяет следующие правовые признаки конфиденциальной информации [3]:

  • признана конфиденциальной законом;
  • по объекту – информация о физическом лице (персональные данные); информация, доступ к которой ограничен правообладателем;
  • по субъекту – физическое или юридическое лицо, которое не является субъектом властных полномочий;
  • распространяется по собственному желанию субъектов – правообладателей.

В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О доступе к публичной информации» к служебной может относиться следующая информация [2]:

1) которая содержится в документах субъектов властных полномочий, представляющих внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением контрольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений;

2) собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.

В работе [3] отмечается, что к правовым признакам служебной информации относится:

  • определена служебной законом;
  • содержится в документах субъектов властных полномочий;
  • собрана в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности или в сфере обороны;
  • не является государственной тайной;
  • является собственностью государства.

К секретной информации относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой наносит ущерб лицу, обществу и государству.

Секретной признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и иную предусмотренную законом тайну.

Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании либо распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств либо имущества, фамилиях, именах, отчествах физических лиц и наименовании юридических лиц, получивших эти средства или имущество. При соблюдении требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, указанное положение не распространяется на случаи, когда обнародование или предоставление такой информации может нанести вред интересам национальной безопасности, обороны, расследованию либо предупреждению преступления [1].

Несмотря на существующие нормативно правовые акты в информационной сфере, классификация информации по режимам доступа остается очень сложной и запутанной.

С. Л. Емельянов в работе [3] осветил свое понимание данной классификации. В частности, к конфиденциальной информации С. Л. Емельянов относит коммерческую тайну.

Раскрывая предусмотренный законом перечень секретной информации, а именно: государственная тайна, профессиональная тайна, банковская тайна, тайна следствия и другие виды секретной информации, предусмотренной законодательством, С. Л. Емельянов к категории «профессиональная тайна» относит врачебную тайну, нотариальную тайну, адвокатскую тайну, тайну страхования, тайну исповеди, аудиторскую тайну, инсайдерскую тайну, журналистскую тайну, тайну связи и тайну управления. А категория «тайна следствия» может включать в себя такие категории, как тайна предварительного следствия, тайна совещательной комнаты и тайна лиц, взятых под защиту, которые законодатель относит к категории «служебная тайна» [3].

Так же, определение секретной информации, которая содержит государственную тайну, профессиональную тайну, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную законом секретную информацию, является неудачным, поскольку посчитать, сколько видов секретной информации содержится в нормативно-правовой базе национального законодательства, довольно сложно. Также, помимо перечисленных, под категорию служебной информации, подпадают налоговая тайна и военная тайна.

На наш взгляд закон должен предоставлять исчерпывающий перечень всех видов тайн, для предотвращения коллизий в законодательстве. Таким образом, проанализировав виды информации по режимам доступа в законодательстве Украины, можно сделать вывод, что, не смотря на старания законодателя усовершенствовать нормативно-правовую базу, касающуюся информационной безопасности, классификация информации по режимам доступа остается очень сложной и запутанной. Большего законодательного уточнения требуют вопросы определения не только отдельных видов секретной информации, но и определение, классификация информации с ограниченным режимом доступа в целом.

Литература

  1. Закон України «Про інформацію» // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 1992. – № 48 – ст.650
  2. Закон України «Про доступ до публічної інформації» // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 2011. – № 32. – ст.314
  3. Ємельянов С. Л. Проблемні аспекти класифікації інформації з обмеженим доступом в Україні // Наукові праці Національного університету «Одеської юридичної академії». – 2012. – Т.XII. – С.130-140
Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов II конференции (2014 г.) Похило М.Н. АНАЛИЗ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ ПО РЕЖИМАМ ДОСТУПА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ