Харченко А.О.

студентка 2-го курса Института прокуратуры и следствия НУ «ОЮА»

Научный руководитель: Толокнов А.А.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ

Начиная с середины ХХ в. во всем мире широко распространились тенденции о наступлении так называемой информационной, или постиндустриальной эры, которая сменила индустриальную. С каждым годом становится все труднее отрицать то значение, которое оказывает информация на все сферы жизни общества [1].

Вовлечению Украины в международные процессы, связанные с информатизацией, способствовало интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий. И на сегодняшний день развитие этих технологий в нашей стране находится на достаточно высоком уровне, не уступая своими характеристиками другим государствам.

Как известно, право является неотделимым от общесоциальных процессов. Оно объективно и своевременно реагирует на все новые социальные и экономические константы, которые тем или иным образом имеют влияние на жизнь общества [2]. Именно так появляются новые объекты правового регулирования. Одним из таких знаменательных объектов ХХ в. и стала информация. Интеграция нового объекта в общую систему правовых норм обязательно требует выработки его легального определения. Это основа основ, которая в дальнейшем является базовым фундаментом для разработки необходимых законодательных актов.

Предметом изучения многих наук, в том числе и информатики, является информация. Но современный уровень развития научного знания еще не позволяет дать точного и законченного определения этого основополагающего понятия. Лишь в последнее десятилетие информатика начала формироваться как естественнонаучная дисциплина, но она еще не вышла за рамки прикладной технической науки и поэтому не ввела единого строгого понятия информации [3]. Также мы можем наблюдать, как информатика заимствует понятие информации из других научных дисциплин, в том числе из правовых.

Первоисточником данного термина является латинское слово informatio – изложение, истолкование, разъяснение.

В текстах нормативных актов понятие "информации" использовалось уже давно и достаточно широко. В Украине понятие информации закреплено в Законе «Об информации» от 2 октября 1992 года [4]. Легальное определение содержится в статье 1: «информация – любые сведения и/или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отображены в электронном виде». В данном определении законодатель представляет категорию информации через понятие сведений и данных. Это не является идеальным подходом из-за двух причин. Подход к информации как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать, например, такие информационные объекты, как компьютерные программы. В пассивном состоянии компьютерная программа – это действительно набор сведений. Но в активном состоянии, при работе на компьютере, то есть во время взаимодействия с аппаратным методом, компьютерная программа – это не совокупность сведений, а совокупность команд, то есть, это программный метод. Если рассматривать информацию как данные, то не во всех случаях данные становятся информацией, а если и становятся, то какой информацией зависит не только от данных, а от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов. Одни и те же данные, хранящиеся в базе данных, могут интерпретироваться как различная информация в результате работы системы управления базой данных [5].

Также понятие информации содержится в статье 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года [6]. Этот закон определяет: информация – сведения в любой форме и виде, которые сохранены на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения. В данной дефиниции законодатель использовал казуальный (открытый) перечень. В логическом смысле казуальные перечни определениями не являются – они используются вместо дефиниций, так как в определенной степени раскрывают содержание термина [7]. Недостатком использования такого метода является приблизительность перечня, продолжение которого относится на усмотрение правоприменителя, что влечет возможность принятия им субъективного решения. Определение такого вида порождает расхождение в правоприменительной технике, поскольку правоприменитель детализирует их самостоятельно в границах конкретного правоотношения.

Значение понятия "информации" тесно связано с перспективой развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий – построением "информационного общества". Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 года [8] в статье 1 определяет информацию как сведения, передаваемые в виде сигналов, знаков, звуков, подвижных или неподвижных изображений или другим способом. В определении этого термина присутствует так называемый операциональный метод. Данная дефиниция содержит родовой признак – сведения, и видовой – операции, выполняемые с данными сведениями (передача в виде сигналов, знаков, звуков, подвижных или неподвижных изображений или другим способом). Следует отметить, что данные операции так же не являются исключительным перечнем всех возможных операций, выполняющимися над сведениями.

Таким образом, включение в юридическую терминологию понятия "информации", а также интенсивное развитие соответствующей отрасли, "информационного права", напрямую зависит от принятия идеологии "информационного общества", которая ставит перед правовой системой задачу создания наиболее благоприятных с точки зрения законодательства условий для его формирования.

Информация – это действительно фундаментальное научное понятие. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер. Таким образом, в современных условиях информация становится важным ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан.

Для этого сначала следует закрепить понятие информации на законодательном уровне. Проанализировав дефиниции этого термина в различных действующих нормативно-правовых актах Украины, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единого определения информации. Каждый закон представляет информацию по своему, делая акценты на те или иные свойства или признаки данной категории. Такое неоднозначное отношение законодателя к информации как объекту права заставляет более тщательно исследовать этот сложный объект с позиций права и в первую очередь установить его особенности и юридические свойства, которые позволили бы качественно и грамотно регулировать информационные отношения. Именно это позволит законодателю усовершенствовать понятие информации и ввести единое легальное определение данного термина.

Литература

  1. Комлев С. В. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном доступе. Комментарий к закону. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm/1520 – Название с экрана.
  2. Войниканис Е. А. Понятие "информации" и его особенности в контексте правового регулирования Интернета // Доклад на V Международной конференции «Право и Интернет: теория и практика» – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pi/05/voinikas.htm – Название с экрана.
  3. Чубукова С. Г. Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие // Под ред. д.ю.н., проф. М.М. Рассолова, проф. В.Д. Элькина. – М., "Юридическая фирма "Контракт". – 2004 г.
  4. Закон України «Про інформацію» // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 1992. – N 48. – ст.650
  5. Симонович С. В. и др. Информатика для юристов и экономистов // СПб: Питер, 2001. – 688с.
  6. Закон України «Про захист економічної конкуренції» // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 2001. – N 12. – ст.64
  7. Тихонова С. С. . Дефиниции в уголовном законодательстве Российской Федерации: способы построения и правила юридико-технического оформления. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2009. – № 2. – с. 194-200
  8. Закон України «Про телекомунікації» // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 2004. – N 12. – ст.155
Вы здесь: Home Доклады конференции Список докладов II конференции (2014 г.) Харченко А.О. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ